Geraet4501 (kedoki) wrote,
Geraet4501
kedoki

Categories:

Краткая история того, как немцы хотели выпускать Тигры с L/71 и что у них из этого вышло.

Так как совсем недавно был петросянский пост якобы об истории создания Королевского Тигра, я решил изложить историю его создания так, как я пока её представляю. Скажу сразу, я намного больше времени и внимания уделял началу Tigerprogramm и первым Тиграм, но намного меньше поздним проектам, поэтому я вполне могу что-то упустить или переврать. Спрашивается, отчего я тогда это пишу? Да оттого, что хуже Барятинского уже не будет.


Прежде всего я хочу начать с одного вопроса, мимо которого большинство проходят мимо. Вопрос этот очень прост: почему 60-тонные Тигры имели индекс VK 45.xx (Y)? Откуда взялись эти 45 тонн, если с самого начала строились почти 60-тонные гробы? Для Leopard (P), он же Typ 100, это много, а для Tiger (P) это мало. Что же это за число такое? И почему даже 68-тонный Tiger H3 на чертежах обозначался как VK 45.03 (H)?

Хотя Typ 100 обозначался как VK 30.01 (P), тридцать тонн в полностью собранном виде он весить, конечно, не мог. Хотя мы точно уже никогда не узнаем, сколько бы он весил, но точно в районе 40 тонн. Ну не может весить танк с такой бронёй и тяжёлой силовой установкой 30 тонн, если более скромный VK 30.01 (H) весил больше 30 тонн. Но масса на бумаге продолжала расти и расти. В 1941 году Гитлер решил, что танку неплохо было бы увеличить лобовую броню до 100 мм, но при этом борта оставить на прежнем уровне, то есть 60 мм. Вооружение сохранялось в виде той же 88-мм пушки (75-мм пушка L/48 НИКОГДА даже на бумаге не ставилась на Typ 100!). К лету 1942 года фирмы Porsche и Henschel должны были изготовить по шесть прототипов.

Отсюда и растут ноги у индекса VK 45.xx (Y). Ведь первоначально планировалось на примерно 40-тонную с копейками машину поставить более толстую лобовую броню и новые двигатели, в результате чего её масса составляла бы примерно 45 тонн. Собственно, так и появился VK 36.01 (H) со 100-мм лобовой и 60-мм бортовой бронёй.

Увеличение брони  и возросшая масса потребовали заменить 10-литровые двигатели Леопарда на 15-литровые двигатели Typ 101. Двигатели проектировались и строились в большой спешке на основе 10-литровых двигателей Typ 100, которые показали себя далеко не лучшим образом. Но в условиях отсутствия времени на большее не приходилось рассчитывать. Как мы увидим далее, на проекте это сказалось самым плохим образом. Зато уже в сентябре 1941 года Simmering получила комплект чертежей.

15-литровые двигатели Typ 101 в спарке и генераторами:


Но и на отметке в 45 тонн масса не остановилась. Вскоре было принято решение усилить борта 80-мм бронёй, что повлекло за собой катастрофическое увеличение массы, при этом индекс для якобы 45-тонной машины так и остался за Тиграми вплоть до Королевского Тигра. Чтобы хоть как-то снизить массу танка, нижние бронелисты борта оставили прежними по 60 мм, а площадь самой толстой и тяжёлой лобовой брони благодаря причудливой форме корпуса свели к минимуму. Уже тогда спроектировали 600-мм гусеницы вместо 500-мм от Леопарда.

Производство VK 4501 (P) началось удачно и очень бодро, ведь новый танк был специальным заказом Фюрера. Вследствие такой расторопности первые Тигры были изготовлены так быстро, что их испытывали совместо с Леопардом, который начинался как инициативный проект и сильно опаздывал. Как мы увидим дальше, это обстоятельноство также очень повредило танкам. 22 июля 1941 года фирма Крупп приняла заказ на 100 бронекорпусов, а через день на 100 башен. Подобные заказы были заключены на 88 пушки L/56, двигатели Typ 101, а также генераторы и электродвигатели Сименс.

Совместные испытания Леопарда и Тигра:


Но более толстая броня - не единственная хотелка Гитлера по новой любимой игрушке. Гитлер почему-то решил, что бронепробития L/56 будет недостаточно, поэтому на Тигры нужно установить более длинноствольную 88-мм пушку на базе зенитного орудия. Однако, разместить такую габаритную и тяжёлую пушку в штатной башне было невозможно из-за перевеса и неуравновешенности. Кроме того, обсуживать пушку было очень неудобно, ведь за тяжёлыми и габаритными снарядами заряжающему нужно было тянуться к надгусеничным полкам. Круглая башня без кормовой ниши и планы размещения боекомплекта только в корпусе тянулись ещё с Леопарда, вооружение которого было намного более скромным. Очевидно, нужна была новая башня.

Проект Тигра с новой башней получил индекс VK 45.01 (P2) уже 4 февраля 1942 года. Иными словами, новый танк проектировался в то время, когда ещё не были как следует испытаны Леопард и первые Тигры. Лобовая броня составляла 80 мм под наклоном, борта были доведены с 60-80 до 80 мм, корма корпуса была переделана. На танк должна была ставиться новая башня с развитой нишей. Ниша не только уравновешивала тяжёлую пушку, но и заметно упрощала жизнь заряжающему.

Во многих публикациях красочно описываются разные варианты силовой установки VK 45.02 (P) (начиная с 23 марта 1942 года появилось это новое обозначение). Тут и бензиновые двигатели воздушного охлаждения Typ 101 в разных вариантах, и два дизельных двигателя, и один дизель. Трансмиссия была в двух вариантах, как и на VK 45.01 (P). Но нужно понимать, что эти схемы предлагались в разное время и не были представлены сразу. Раньше других был готов вариант с бензиновыми двигателями и электротрансмиссией, основанный на схеме VK 45.01 (P). Позже всего был готов вариант с одним дизельным двигателем воздушного охлаждения. В дальнейшем к этому моменту ещё стоит вернуться.

После 100 VK 4501 (P) производство Тигров должно быть остановлено, после чего должен был выпускаться VK 45.02 (P) с бензиновыми двигателями и электротрансмиссией (привод Voith был испытан на шасси VK 45.01 (P) несколько позже). Таким образом, так мало шасси Тигров Порше было выпущено не потому, что они были так плохи (хотя к этому мы вернёмся). Даже если эти танки обладали бы отличной надёжностью, больше 100 штук их бы не выпустили в любом случае, это изначально мелкосерийный танк. В целом, VK 45.02 (P) был похож на своего прародителя и имел сходные габариты.

4 февраля 1942 года был заключен контракт на 100 корпусов и башен для VK 45.01 (P2), как он тогда назывался. Таким образом, всего должны были изготовить 200 Тигров Порше по первоначальным планам, а немцы уже в 1943 году получили бы Королевские Тигры. Крупп начала изготавливать бронедетали, готовились первые башни. Но уже 3 ноября 1942 года контракт был отменён. Что же такого страшного случилось за эти месяцы?

Вернёмся в 1941 год. В рекордные сроки Simmering изготавливает новые 15-литровые двигатели, при этом был всего лишь испытан одноцилиндровый макет (для сравнения, до изготовления первого дизеля Sla 16 собрали несколько действующих макетов с разным количеством цилиндров и тщательно их испытали). 21 декабря 1941 года первый Typ 101 доставили в Штутгарт. Результат спешки сказался в полной мере, двигатель завёлся и через несколько минут работы начал умирать из-за неудачной конструкции маслосистемы. В жуткой спешке команда Порше отправила исправленные чертежи к инженерам Simmering. 9 марта 1942 года доставили новый двигатель, который согласился работать без нареканий и выдал 320 л.с. при 2400 оборотах в минуту. 10 апреля готовые двигатели отправили на Nibelungenwerke, где собирали прототип Тигра к знаменитому показу на день рождения Гитлера. На самом показе двигатели работали на удивление хорошо, но вскоре всплыл целый букет проблем, не выявленных из-за спешки и отсутствия тщательных испытаний.

Производство VK 45.01 (P) встало. В отчёте инспекции отмечалось, что двигатели Typ 101 неудачные и что шансов их довести в срок мало. 2 июля 1942 года фирма Порше взяла двигатель с конвеера Simmering и наконец-то провела тщательные испытания. Двигатель проявил себя очень плохо: кольца поршней износились, выбивало масло. При 2400 оборотах в минуту двигатель показал 313 л.с., а при 2500 оборотах в минуту 311 л.с. После 50 часов 45 минут двигатель начал умирать, при этом разрушился клапан четвёртого цилиндра. Что и говорить, двигатель моторесурсом в 50 часов мало устраивал инженеров и военных. Испытания в танке показали полную невозможность войсковой эксплуатации, ведь после 100-км пути своим ходом двигатели Тигра вышли из строя. Расход масла на одном двигателе составлял 55 л, а на втором 85 л (!!!). Кроме того, система охлаждения нуждалась в доводке.

Чертёж двигателя Typ 101 и спаренного генератора (спасибо Юрию Пашолоку за отличные иллюстрации и информацию, ждём книгу по Королевскому Тигру):


Первый вариант двигателей получил название Typ 101/1, вскоре был готов вариант Typ 101/2. На нём изменили месторасположение маслорадиаторов и магнето, а также переделали систему охлаждения. Но всё же двигатели ещё были далеки от идеала. На VK 45.02 (P) должны были устанавливать третий вариант двигателей, то бишь Typ 101/3, в спешке дорабатывали Typ 101/4, которые должны были развивать 350 л.с. Подробную информацию по вариантам двигателей можно найти по ссылке (правда, там кое-где спутаны обозначения).



Так как дизельные двигатели ещё не были готовы, VK 45.02 (P) оказался обездвиженным. Порше сообщил о трёх собранных прототипах, фирма Крупп успела изготовить одну полностью собранную башню (хотя ставь на танк и едь в бой, лишь бы двигатели выдержали и не умерли после пяти минут работы). Заказы были отменены, а шасси VK 45.01 (P) переделаны под установку двигателей Maybach. Пусть удельная мощность снизилась и Фердинанды степенно ползали по полю боя, особенного выбора не было. Башни переделали под новый привод поворота и установили на VK 45.03 (H), но это уже другая история.

И напоследок, как же так получилось с двигателями?

  • На Леопарде использовались 10-литровые двигатели воздушного охлаждения, но постройка и испытания Леопарда сильно затянулись, поэтому он испытывался совместно с Тигром. Первый двигатель Typ 100 испытывали 14 июля 1941 года. Как указывают Дойл и Йентц, самым ранним сроком сборки Леопарда можно назвать октябрь 1941 года.

  • Уже в сентябре фирма Simmering получила чертежи двигателя Typ 101, созданного на основе Typ 100. То есть из-за спешки работы по новому двигателю начались ещё до того, как испытали в танке его предшественника. Инженеры шли вслепую, им оставалось только молиться о том, чтобы всё заработало как надо.

  • Увы, чудес не бывает. Первый образец нового двигателя вообще не смог нормально работать, да и последующие варианты не отличались надёжностью и моторесурсом. А ведь в спешке уже вовсю изготавливались корпуса VK 45.01 (P) под эти двигатели!

  • К 20 апреля 1942 года изготовили первый прототип Тигра. То есть проектирование VK 45.02 (P) под двигатели Typ 101 началось ещё до того, как были испытаны двигатели в корпусе Тигра при реальных условиях эксплуатации.

Вот такой вот интересный пример того, как один и тот же модельный ряд двигателей подкосил аж три проекта танка. Согласитесь, не часто такое происходило. В спешке инженеры пытались угнаться за пожеланиями заказчика и толком не успевали испытать построенное, что и погубило проекты. Силы и ресурсы вылетели в трубу, и это в условиях военного времени.
Tags: гистория, танкач
Subscribe

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 2

    В первой части статьи мы говорили о принципах двухтактных двигателей и разобрали схему двухтактного двигателя со встречно-движущимися поршнями на…

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 1

    Просматривая материалы по Е-серии я заинтересовался упоминаниями двухтактного танкового дизельного двигателя TM118 фирмы…

  • Дайджест из ВК #2

    Очередная подборка небольших постов из ВК о бронетехнике: Богатый внутренний мир ARL 44 И снова обозначения немецкой бронетехники (всё никак не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments