Geraet4501 (kedoki) wrote,
Geraet4501
kedoki

Дизельный Ягдтигр или потыкаем в Sla 16

Хотя немецкий танковый дизель Sla 16 трудно назвать неизвестным, вокруг него всё ещё много неясного и противоречивого. В одних публикациях говорится, что его установили в Королевский Тигр, в других - что в Ягдтигр. В одном месте приводят чертёж фирмы Henschel с совершенно новой надмоторной плитой, в другом пишут, что дизель установили со старой надмоторной плитой и такие изменения не требовались. Я и сам долгое время был в заблуждении на этот счёт и допускал неточности в своих статьях, но ко мне в комментарии заглядывают такие грамотные читатели, что с ними не забалуешь. Последняя критика Александра Волгина и Виктора Ухова подтолкнула меня к перетряхиванию этой темы. Я переписывался с Волгиным и Пашолоком на этот счёт, получше разобрался в устройстве Sla 16 и получил новые материалы. Самое время внести ясность.

Фирма Simmering изготовила два опытных дизеля Sla 16. У первого из них было два больших масляных радиатора и смещённые к краю вентиляторы. Каждый вентилятор высасывал воздух из пространства между двумя рядами цилиндров, а также из воздухопровода от масляного радиатора. Обратите внимание, как близко вентиляторы находятся к перегородке моторного отделения.




Этот двигатель провалил испытания. Мудрёная система с независимым приводом каждого из четырёх насосов плохо работала. Топливо подавалось неравномерно, а его расход был завышен, при этом не удалось выйти на полную мощность. Кроме того, мотор был плохо уравновешен и очень сильно вибрировал. Второй двигатель был собран в начале 1945 года с учётом выявленных проблем. На нём переделали привод топливных насосов, значительно его упростив, перенесли вентиляторы по середине рядов цилиндров, а также заменили два больших масляных радиатора на четыре меньшего размера. Этот вариант, известный нам по фотографиям, прошёл стендовые испытания.



В апреле 1945 года второй образец Sla 16 был установлен в Ягдтигр с ходовой частью Henschel на заводе Nibelungenwerke. Эта самоходка опознаётся по нарисованному трубочисту на лбу рубки.



До конца войны немцы успели совершить несколько пробных выездов, в сумме накатав пять моточасов. В таком виде дизельный Ягдтигр попал к советским специалистам, которые заодно получили материалы по конструкции и испытаниями Sla 16, благодаря чему у нас есть подробное описание с чертежами.

В ряде публикаций эта история описывается во многом иначе. Например, Кирил Ромасёв пишет (альманах Ромб, №1 за 2012 год):

"После того, как испытания на стенде закончились успехом, двигатель был установлен фирмой "Nibelungenwerke" в танк "Королевский Тигр" вместо штатного мотора "Майбах" HL 230P30. При этом наружная конфигурация корпуса и крыша моторного отделения изменений не претерпели; внутри же моторного отделения были демонтированы стенки отсеков вентиляторов с радиаторами и смонтирована новая подмоторная рама, а также произведены другие необходимые изменения. Данная переделка показала, что любой ранее выпущенный "Королевский Тигр" (и "Ягдтигр") может быть без большого труда переоснащён новым дизелем.

Опыт первого опробования дизеля в объектовых условиях выявил плохое охлаждение цилиндров нижних рядов. Для устранения этого явления были переконструированы вентиляторы системы охлаждения - их перепроектирование и изготовление отняли около четырёх недель; на этот период испытания были приостановлены.

После замены вентиляторов охлаждение двигателя стало удовлетворительным, что позволило с успехом закончить испытания (правда, по самой ускоренной программе) мотора в танке.

<...>

... новый двигатель прошёл испытания лишь по крайне сокращённой программе (впрочем, в известных условиях зимы 1945-го года нельзя было ожидать иного), что не позволяло произвести полную его оценку...
"

Дизель установили именно в Ягдтигр. Об этом предельно ясно написано в "Вестнике танковой промышленности" буквально по горячим следам. Кроме того, завод Nibelungenwerke собирал Ягдтигры, а не Королевские Тигры, поэтому выбор подопытного очевиден. Никаких проб двигателя зимой 1945 года в самоходке не могло происходить, поскольку в это время он провалил испытания и требовал переделки. Наконец, утверждение о том, что Sla 16 был установлен со старой надмоторной плитой без существенных переделок моторного отделения, вызывает большие сомнения.

На первый взгляд такая установка возможна. Действительно, у Sla 16 в системе охлаждения два вентилятора и четыре масляных радиатора, которые как будто бы встают на место штатных вентиляторов и радиаторов водяного охлаждения, достаточно убрать стенки отсеков. На этом фоне очень странно выглядит чертёж фирмы Henschel с совершенно новой надмоторной плитой и перенесёнными выхлопными трубами. Одно время я даже думал, что было два проекта установки Sla 16.



Так вот, Sla 16 со штатной надмоторной плитой и моё предположение о двух проектах, это, говоря простым народным языком, полная ерунда. Не подумайте, что я имею что-то против Ромасёва, в 2012 году при тех доступных сведениях я не смог бы написать лучше. Но сегодня нам доступно куда больше информации, давно пора перетряхнуть старое.

Давайте взглянем на схему установки двигателя:



Она не очень точно начерчена, например, вырезы бортов корпуса рядом с вентиляторами - это не спиленные кромки, а выпилы в уголках, на которых лежала надмоторная плита. Да и качество сканирования не идеальное, кое-где гуляют прямые углы. Но нам этой точности более чем достаточно. Фотография Sla 16 в Ягдтигре соответствует этой схеме, именно так двигатель и стоял:



Обратите внимание: в уголках рядом с вентиляторами есть выпилы, поэтому к ним невозможно привинтить штатную плиту с вентиляторами. Более того, в моторном отделении нет стенок отсеков системы охлаждения, штатным решёткам не на чем лежать. Sla 16 невозможно установить со старой надмоторной плитой, достаточно сопоставить схему его установки с чертежами серийной конструкции:



Ну совсем не сходится. А о первом варианте системы охлаждения я вообще молчу.





А теперь давайте сопоставим схему установки с чертежём Henschel. Сходится очень хорошо, улитки турбин, воздушный фильтр и выхлопные трубы на своих местах, а ось бронировки с воздухозаборниками подозрительно совпадает с осью вентилятора и серединой рядов цилиндров:



Итак, Sla 16 был установлен с новой надмоторной плитой и с переделанной кормой. Кроме того, по данным "Вестника танковой промышленности", топливо находилось в трёх баках с двумя горловинами против семи баков с одной горловиной у серийной конструкции. Мы с уверенностью можем сказать, что самоходка с дизелем выглядела иначе, но как? Проблема в том, что у нас нет чертежа надмоторной плиты с видом сверху. Я вижу два варианта. Первый: воздух к нижним рядам цилиндров засасывается через заднюю решётку, а к верхним через два колпака над рядами цилиндров, а выбрасывается через окна над вентиляторами, форма и размеры которых нам неизвестны. Второй: прямоугольные колпаки воздухозаборников находятся над вентиляторами и частично над масляными радиаторами. Нам остаётся лишь гадать, какой вариант ближе к истине.

Очень примерная реконструкция Артёма Клековкина по первому варианту:



Наконец, я не могу не сказать пару слов о дизельном Tiger II из War Thunder. Этот танк целиком и полностью бумажный, потому что Sla 16 испытывался в Ягдтигре, но это не единственная его проблема. Чтобы запихать мотор под штатную надмоторную плиту разработчики произвольно сдвинули вентиляторы назад и увеличили масляные радиаторы. Но даже с такими изменениями он плохо соответствует решёткам надмоторной плиты, да и выхлопные трубы фактически никуда не ведут. Совершенно нарушена логика системы охлаждения: весь воздух засасывается у масляных радиаторов, хотя им для обдува шла лишь малая часть.



Разработчики War Thunder позиционируют свою игру как отражающую реальную технику и стесняются Panther II, Tiger 10,5 cm и Maus. Хотя Panther II и представляет собой полуфентезийную солянку, её вполне можно было такой спроектировать и построить, да и Tiger II со 105-мм орудием реален хотя бы на бумаге. Вот чего бы я точно стеснялся, так это Tiger II с дизелем Sla 16, который в таком виде даже теоретически невозможно построить. Спрашивается, какой смысл так точно делать модель двигателя, если она потом произвольно меняется в пару кликов?

Итого:
1. Дизельный двигатель Sla 16 был установлен именно в Ягдтигр с ходовой частью Henschel.
2. Немцы не успели провести полноценные ходовые испытания.
3. Дизель был установлен с новой надмоторной плитой, новыми топливными баками и переделанной кормовой бронеплитой.
4. Попытки поставить Sla 16 в обычный Tiger II, как мы видим на примере War Thunder, заканчиваются неуместным фентези.

Да, мифы о Sla 16 вовсю уже гуляют по интернету, но лучше поздно, чем никогда.
Tags: sekrit dokuments, гистория, критика, размышления, танкач, цитата
Subscribe

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 2

    В первой части статьи мы говорили о принципах двухтактных двигателей и разобрали схему двухтактного двигателя со встречно-движущимися поршнями на…

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 1

    Просматривая материалы по Е-серии я заинтересовался упоминаниями двухтактного танкового дизельного двигателя TM118 фирмы…

  • Дайджест из ВК #2

    Очередная подборка небольших постов из ВК о бронетехнике: Богатый внутренний мир ARL 44 И снова обозначения немецкой бронетехники (всё никак не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments