Geraet4501 (kedoki) wrote,
Geraet4501
kedoki

Category:

У царя было три сына. Старший умный был детина, средний был и так, и сяк, младший вовсе был дурак…

Танк - штука очень дорогая и сложная в производстве, поэтому грамотный заказчик хочет получить один лучший танк на определённую роль, а не разводить дорогой зоопарк, который пожрёт весь бюджет. Нередко так и бывает, заказчики организовывают тщательнейшие сравнения конкурентов и выбирают оптимальный вариант. Но по разным причинам случаются сбои, то по вине бездарнейшего заказчика, то из-за конкурентов, которые не могут одолеть друг друга, но и не желают уступать. Тогда на свет появляются такие пары и троицы, как Т-64, Т-72 и Т-80 или Tiger (P) и Tiger (H).



Сегодня речь пойдёт о весьма примечательной троице - H 35, R 35 и FCM 36. Как получилось, что все три танка с одинаковой ролью приняли на вооружение?

Десять лет топтания на месте
Первую Мировую войну Франция закончила ведущей танкостроительной державой. Она развернула массовый выпуск штурмовых САУ, экспериментировала с электромеханическими трансмиссиями, мягкими подвесками и башнями кругового вращения. Она же создала легендарный Renault FT, который был хорош в реалиях той войны. Но именно той, ведь уже в 20-х годах танк стремительно устарел. Его максимальная скорость составляла 8 км/ч при средней в 3 км/ч на бездорожье, а траки гусениц выдерживали пробег в 150-200 км. Из-за этого на дальние расстояния по дорогам Renault FT приходилось перебрасывать на грузовиках.


Renault FT с ходовой частью Кегресса


Renault NC-1

Первое время французы работали над заменой ходовой части устаревающих FT. Так появились переделки FT с ходовой частью Кегресса, а также NC-1 и NC-2. Хотя они покупались за рубежом, самим французам этого показалось мало. В 1926 году военные хотели уже 30-мм броню и 47-мм пушку, поэтому фирма Рено начала работу над новым танком D1 с тремя членами экипажа и радиостанцией. Его вполне можно было довести до ума и получить удачный спутник пехоты с хорошей связью и вооружением.


Char D1 с башнями от FT, 1935 год. Это какой-то позор...

Вместо этого военные вновь повысили требования и фирма Рено начала работы по D2. Скромный спутник пехоты уже почти дорос до ранних Char B1 и в какой-то мере стал его жертвой.

Такими для французов были 15 лет после Первой Мировой войны: скромные поставки NC-1 и NC-2 на экспорт и не менее скромные серии D1 и D2. Стариков Renault FT всё ещё не чем было заменять, хотя к началу 30-х годов они безнадёжно устарели.

Частная инициатива
Заказчики завели программу замены FT в полный тупик. Сложно сказать, как ситуация развивалась дальше, если бы не инициатива фирмы Hotchkiss. Её директор Генри Айнсворт следил за развитием танкостроения и предложил военным концепцию 6-тонного дешёвого массового танка. Корпус собирался болтами из крупных литых деталей, трансмиссия по образцу английских танкеток находилась во лбу, а для экономии веса от башни пришлось отказаться.



Первый прототип Hotchkiss. Здравствуй, мой упоротый друг.

В 1933 году началась разработка прототипа, в этом же году военные заинтересовались концепцией и объявили конкурс. Их требования были похожи на предложение Hotchkiss за исключением наличия полноценной вращающейся башни. На конкурс откликнулось 14 фирм, но лишь немногие довели проекты до испытаний прототипа.

Быстрее всех с заданием справилась фирма Renault, её танк приняли на вооружение под индексом R 35. На нём стояла башня от прототипа танка фирмы APX. Часто её называют наиболее удачной, отсюда, мол, такой выбор. Но насколько честными были результаты конкурса - это отдельный вопрос. Как мне видится, пирог по праву сильного разделили гигант Renault и государственное предприятие APX, которое выпускало литые башни для целого ряда танков. Это устраивало и APX, получавшее прибыль, и военных, которые покупали башни и вооружение дешевле за счёт сосредоточения мощного литейного производства в одних руках.


Макет Renault ZM был не менее стильным, чем прототип Hotchkiss

Что касается фирмы Hotchkiss, то на третьем прототипе она установила башню фирмы APX. Её танк был очень похож на R 35, в чём-то лучше, в чём-то хуже. Но у него было неоспоримое преимущество - более высокая скорость. Тем временем французская кавалерия хотела заказать 600 средних танков SOMUA S 35. Да, это были удачные танки с мощным вооружением и хорошей подвижностью (что важно, не только по французским меркам), но стоили они дорого, да и SOMUA не могла быстро осилить весь заказ. Поэтому кавалеристы приняли на вооружение танк фирмы Hotchkiss под индексом H 35 и уменьшили заказ на S 35.


Третий прототип Hotchkiss. До H 35 остался один шаг

Конечно, куда разумнее было оставить только H 35. В этом случае и пехота, и кавалерия вооружалась бы только одним лёгким танком, что упрощало бы производство, ремонт и обучение танкистов. Однако пехота предпочла R 35, а кавалерия H 35.

Третий лишний
На задание военных в числе прочих откликнулась фирма FCM. Она представила действительно революционный проект танка с дизельным двигателем, классической компоновкой, более удачной для спутника пехоты трансмиссией (бортовые сцепления вместо двойного дифференциала) и сварным корпусом с наклонным расположением бронелистов.


Первый прототип FCM, он же самый красивый

Проект FCM обещал лучшую бронезащиту и дальность хода, поэтому военные очень заинтересовались танком. Хотя фаворит уже определился, работы над перспективным проектом никто не сворачивал. После испытаний 1935 года у танка заменили гусеницы на более удачные, переделали корпус и башню, а также поставили лицензионную версию дизеля Ricardo Comet, который выделялся неприхотливостью и отменной надёжностью. После доработок танк очень понравился пехоте, поэтому они приняли его на вооружение под индексом FCM 36 и заказали первую серию в 100 танков.

Танк FCM смотрелся настолько лучше, что его заказали даже с учётом серийного производства R 35. Дело в том, что у R 35, H 35 и FCM 36 был одинаковый погон, поэтому их башни можно было взаимозаменять. В опытном порядке на FCM 36 поставили литую башню APX:


А на R 35 сварную от FCM:


Выяснилось, что башня FCM легче литой на 265 кг, при этом она более удобная и снарядостойкая. Сразу возник вопрос: почему бы не ставить на H 35 и R 35 именно сварную башню? Испытания обстрелом тоже закончились не в пользу победителей. Литые детали R 35 и H 35 пробивались не только немецкой 37-мм пушкой, но и оказались уязвимы против 25-мм французского орудия. Сварной корпус FCM показал себя намного лучше.

Казалось бы, R 35 похоронен, его серийное производство вот-вот отменят в пользу FCM 36. Но на самом деле проблемы начались именно у фирмы FCM, такой вот парадокс. Во-первых, переход на сварные башни и корпуса означал, что такие крупные игроки, как APX и Ranault, потеряют свои заказы. Кроме того, уже налаженное производство придётся перестраивать с литья, а это немалые расходы. Именно поэтому "литейщики" искали любые предлоги и способы чтобы утопить конкурента. Например, во время обстрела корпусов выяснилось, что R 35 через раз пробивается даже 25-мм пушкой, в то время как лоб корпуса FCM 36 после усиления бронирования до 40 мм на средних и дальних дистанциях вообще не пробивался даже 37-мм орудием. Разумеется, "литейщикам" такой результат был не нужен, поэтому программу испытаний "доработали" и расстреляли FCM 36 из 75-мм орудия, чего он, конечно, не выдержал. Такие результаты позволяли утверждать якобы об уязвимости FCM 36, мол, мы и тот корпус в решето превратили, и этот, а литьё дешевле, значит, будем и дальше литьё использовать.

Ранний сварной корпус FCM с бронированием 30 мм, то есть по старым требованиям до усиления. Лобовая деталь выдержала обстрел, хотя борта, конечно, оказались уязвимы:


Для сравнения, корпус R 35 с бронированием в 40 мм, то есть по новым требованиям. Самое настоящее решето:


Был и другой фактор. Для того, чтобы всеми правдами и неправдами получить заказ и обойти конкурентов FCM сперва занизила в два раза цену на танк, а после выпуска первой серии резко потребовала больше денег. А что, если бы состоялся переход на сварные башни и фирма FCM на монопольном положении пошла бы и дальше заламывать на них цену?

В результате после выпуска первой серии из 100 FCM 36 производство остановили в пользу Char B1.

Чем дальше в лес, тем больше дров
Очевидно, история вокруг французской лёгкой пехотной "троицы" и без того непростая. Но французы не были французами, если бы не смогли запутать её ещё больше.

H 35 не вполне устраивал кавалеристов. Да, он был быстрее R 35, но всё равно отставал от S 35. Фирма Hotchkiss имела немалый автомобильный опыт, её машины четыре раза выигрывали ралли Монте-Карло. Этим она и воспользовалась. Кормовую часть корпуса переделали, увеличив в размерах, и поставили переделанный двигатель от гоночного автомобиля, мощность которого довели до 120 л.с. Кроме того, в ходовой части отказались от резиновых бандажей опорных катков, поскольку на высоких скоростях они слишком быстро разрушались. В итоге максимальная скорость выросла почти до 37 км/ч. Так появился H 39.

Французская кавалерия не получала таких средств, как пехота, и не могла заказать так много танков. Поэтому для получения большого заказа Hotchkiss снова обратилась к пехоте, и не прогадала. H 35 и раньше был конкурентом R 35, а новый H 39 вовсе не оставил ему никаких шансов. Он был не только быстрее по хорошим дорогам, но и лучше показывал себя на бездорожье. К 1 сентября 1939 года у кавалеристов было 16 H 39, а у пехоты 180. Таким образом от разделения танков Гочкисс и Рено на кавалерийские и пехотные не осталось и следа.


Сдача H 39 с орудиями SA 38 и хвостами для преодоления окопов

Тем временем недовольство R 35 всё росло. У победителя конкурса была неудачная ходовая часть, плохо показывающая себя на бездорожье. Её неоднократно пытались переделать. С пятой попытки это даже удалось. Так появился R 40, особого смысла в котором на фоне H 39 не было.


Вторая попытка Renault улучшить ходовую часть R 35

Наконец, стоит затронуть вопрос с перевооружением. Изначально на R 35, H 35 и FCM 36 стояла пушка SA 18 времён Первой Мировой войны. Для экономии средств её просто снимали со старых Renault FT. Против 30-мм брони она была совершенно бесполезна, поэтому с учётом защиты новых немецких танков ещё срочно требовалось менять. Более мощное 37-мм орудие SA 38 было слабее, чем немецкие, чешские и американские аналоги, не говоря уже о британской двухфунтовке, но даже его выпуск налаживался с трудом. В итоге не все H 39 и R 40 получили SA 38, часть так и встретила войну с SA 18. Что показательно, в первую очередь старались перевооружать именно H 39, а не R 35.

С башней APX всё понятно, в неё SA 38 установили без проблем. А вот с FCM 36 получилась довольно странная история. Звучит она примерно так: SA 38 установили в сварную башню, но из-за возросшей отдачи сварные швы дали трещины, поэтому от перевооружения отказались. Как говорится, свежо преданье, да верится с трудом.


SA 38 в FCM 36. Где трещины? "Литейщики" бы с удовольствием их сфотографировали

Во-первых, никаких фото с трещинами я не видел, если кто-нибудь их находил, скиньте, пожалуйста, в комментарии. На всех фото башня в полном порядке. Во-вторых, SA 38 - довольно немощная пушка, откуда там такая сильная отдача, что трескается сварка фирмы, которая вообще-то занималась кораблестроением? Есть и другие нестыковки. Процитирую фрагмент комментария под статьёй Юрия Пашолока об AMX 38:

"Что касается башни FCM - там тоже все очень непросто.
Так, согласно отчету майора Джиордани (будущего комбата-7), принимавшего участие в ее испытаниях с длинноствольной пушкой, никаких замечаний вообще не было. Косвенно это подтверждается тем, что "трескающиеся швы" никак не помешали фирме впоследствии разработать масштабированный вариант башни под еще более мощную 47-мм пушку, а Танковому управлению - принять ее в производство для танков B.1bis в качестве компенсационной меры в связи с потерей заводов в Лилле и Динане.
У самих французов единого мнения по этому поводу нет: одни считают, что башня пала жертвой борьбы промышленных лобби (литая броня против катаной сварной) в Танковом управлении, другие считают, что так военные чиновники "наказали" FCM за нечистую игру во время конкурса на легкий танк (фирма занизила цену за FCM-36 почти в два раза, а после выпуска первой серии начала "выворачивать руки" Танковому управлению, требуя компенсаций).
Лично я больше склоняюсь к первому варианту, учитывая, как впоследствии при обсуждении ТЗ по теме G.1 лоббисты "Рено"/"Шнейдера" доказывали несостоятельность сварной технологии, размахивая сравнительными результатами обстрела R-35 и FCM-36 (при том, что первый обстреливали из 25-мм и 37-мм пушек, а второй натурально "развалили" из 75-мм пушки, "доработав программу испытаний").
"

В целом танк FCM 36 был наиболее интересным и перспективным. Не зря фирма AMX делала новый перспективный спутник пехоты AMX 38 именно с оглядкой на FCM: сварной корпус, похожая башня с 37-мм пушкой SA 38 (и никаких якобы трескавшихся швов), дизельный двигатель. Новые сварные башни планировались и на Char B1, и на S 40, но из-за поражения французы практически ничего не успели.


AMX 38 с SA 38

А самый неудачный и посредственный из всей троицы, R 35, оказался самым массовым, его не смог похоронить даже H 39.
Tags: гистория, танкач
Subscribe

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 2

    В первой части статьи мы говорили о принципах двухтактных двигателей и разобрали схему двухтактного двигателя со встречно-движущимися поршнями на…

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 1

    Просматривая материалы по Е-серии я заинтересовался упоминаниями двухтактного танкового дизельного двигателя TM118 фирмы…

  • Дайджест из ВК #2

    Очередная подборка небольших постов из ВК о бронетехнике: Богатый внутренний мир ARL 44 И снова обозначения немецкой бронетехники (всё никак не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 2

    В первой части статьи мы говорили о принципах двухтактных двигателей и разобрали схему двухтактного двигателя со встречно-движущимися поршнями на…

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 1

    Просматривая материалы по Е-серии я заинтересовался упоминаниями двухтактного танкового дизельного двигателя TM118 фирмы…

  • Дайджест из ВК #2

    Очередная подборка небольших постов из ВК о бронетехнике: Богатый внутренний мир ARL 44 И снова обозначения немецкой бронетехники (всё никак не…