Geraet4501 (kedoki) wrote,
Geraet4501
kedoki

Category:

Об американских испытаниях Т-34 и КВ-1

Танки Т-34 и КВ-1 действительно испытывались в Америке. Да, американцы составили отчёт по испытаниям. Вот только в свободном доступе ни оригинального отчёта, ни его перевода до сих пор нет. А то, что выдают за перевод отчёта, "это какой-то позор" (с).



Начнём с того, что это запись пересказа пересказа. Некий американский сотрудник полигона рассказал как мог о выводах по испытаниям, которые затем пересказал советскому представителю, а он уже изложил их для записи. Разумеется, это игра в испорченный телефон и ни о какой достоверности речи идти не может.

Уважаемый hotdoc_71 рассмотрел расхождения этого пересказа с точки зрения анализа бронирования. Я же хочу обратить внимание на оценку трансмиссий. Многие восприняли её очень серьёзно и теперь рассуждают о том, что на КВ-1 стояла КПП как у американского трактора или что-то в этом духе.

Начнём по порядку:
"Трансмиссия танка "КВ-1" и "Т-34" является последовательным развитием трансмиссии танка "Кристи"
В данное время эта трансмиссия по своей конструкции и типу устарела."


Трансмиссии ранних Т-34 и КВ-1 были вчерашним днём. Трансмиссия Т-34 действительно была развитием трансмиссии танка Уолтера Кристи. Но по тексту следует, что у Т-34 и КВ-1 одна и та же трансмиссия по типу Кристи. Это ерунда. Как можно ставить знак равенства между двухвальной четырёхскоростной коробкой передач Т-34 и трёхвальной пятискоростной коробкой передач КВ-1? В дальнейшем мы ещё коснёмся их отличий.

Читаем далее:
"Американцы плохо отзываются о коробках перемены передач танков "КВ" и "Т-34". Они при этом считают, что конструкция их была скопирована с коробок типа "А-23", которые лет 15-20 тому назад изготовлялись одной американской фирмой. Эта американская фирма в своё время (1929-1930 г.г.) делала коробки перемены передач для танков "Кристи"."

Коробки передач Т-34 и КВ-1 не являются родственниками и имеют целый ряд существеннейших отличий. У Т-34 двухвальная коробка передач с 4 скоростями переднего хода, каждая передача включается сдвигом каретки из двух шестерней:



У КВ-1 трёхвальная пятиступенчатая коробка передач, каждая передача включается сдвигом одной шестерни, при этом шестерни третьей передачи имеют постоянное зацепление. Вот её схема (первая передача отмечена как замедленная, вторая как первая и так далее):



Мы ещё не дошли до картеров и тормозка, но уже очевидно, что это разные неродственные коробки передач. Как следствие, они не могут быть скопированы с одной коробки передач одного типа.

Действительно, четырёхскоростная коробка Т-34 является прямым продолжением КПП танков Кристи. Но коробку передач КВ-1 во многом можно назвать продолжением коробки среднего танка Т-28. У того была пятискоростная четырёхвальная (!) коробка передач продольного расположения.



Фактически её переработали под поперечное расположение, отказались от четвёртого вала для прямой передачи и добавили коническую пару. Но несмотря на все отличия родственные черты видны совершенно ясно: есть пара шестерён постоянного зацепления, передачи включаются сдвигом одной шестерни, а не кареток из двух шестерён, есть передача замедленного хода и так далее.

Таким образом по коробке передач КВ-1 не является ни родственником танков Кристи, ни копией американского трактора. Коробка передач Т-28 по схеме и по конструкции слишком своеобразна чтобы её можно было с чем-то спутать. Я уж молчу про то, что главный фрикцион КВ-1 - это переделка главного фрикциона Т-28.

Справедливости ради я должен отметить, что КПП пятитонного трактора Холт напоминает коробку передач Т-28. Возможно, конструкторы Т-28 действительно взяли за отправную точку тракторную коробку, но они довольно серьёзно переделали её схему. Скажем, на Холте три передачи вперёд, а у Т-28 их пять. На КВ-1 схему опять переделали, поэтому практически никакого сходства между ними нет. Так о какой копии тракторной коробки идёт речь?

Читаем далее:
"Вероятно, общая идея конструкции коробки передач "КВ" и "Т-34" характеризуемая наличием поперечных валов и конической пары, передающей вращение от мотора, дала возможность считать, что чертежи наших коробок являются чертежами аналогичными коробки перемены передач типа "А-23"."

Ну да, а Пантера - копия Т-34. Смотрите, даже катки круглые, а не квадратные.

Выше давались цитаты из "Замечаний" по испытаниям. Теперь обратимся к самой "Оценке".

"Трансмиссия.
Вне всякой критики - плохая.
Произошёл интересный случай: механик, работавший по ремонту трансмиссии танка "КВ", был поражён тем, что она очень похожа на те трансмиссии, с которыми он работал 12-15 лет тому назад."


В этом как раз нет ничего удивительного. На американских танках тогда использовались современные трёхвальные коробки передач с постоянным зацеплением шестерней и синхронизаторами. Они компоновались продольно и соединялись с двойным дифференциалом. А тут танк с кормовым расположением поперечной коробки передач, с бортовыми фрикционами, с коробкой передач без синхронизаторов со скользящими шестернями. Что-то подобное он действительно мог встретить разве что на старых американских тракторах, но не на танках, таких как Шерман или Стюарт.

И далее:
"Была запрошена фирма United States Wheel Truck Rayes Corporations, Linden, N.J.

Фирма прислала чертежи своей трансмиссии типа "А-23". Ко всеобщему удивлению, чертежи нашей трансмиссии оказались копией присланных. Поразило американцев не то, что мы скопировали их конструкцию, а то, что была скопирована конструкция от которой они отказались 15-20 лет тому назад."


Коробки передач Т-34 и КВ-1 разные и по схеме, и по исполнению, и по родословной. Поэтому если американцы усмотрели сходство КПП А-23, то она может быть или похожа на коробку Т-34, или на коробку КВ-1. Учитывая сотрудничество с Кристи и родословную Т-34 можно уверенно утверждать, что речь тут шла не о КВ-1. Сказывается испорченный телефон.

С учётом вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Трансмиссия Т-34 действительно похожа на трансмиссию танка Кристи, американцы не могли этого не заметить.

  2. Коробка передач КВ-1 является развитием идей коробки Т-28, с некоего американского трактора напрямую её не копировали.

  3. Утверждения о том, что на Т-34 и КВ-1 одна и та же трансмиссия, полученная в результате развития оригинальной трансмиссии по типу Кристи, являются полным бредом.

  4. Один из пересказчиков перепутал КВ-1 и Т-34, поэтому информация перемешалась в кучу.

Иллюстрации взяты отсюда:
Николай Логинов - КПП танка КВ
Дмитрий Трушкин - О т.н. Абердинском отчете
Юрий Пашолок - О "тракторной" родословной коробки КВ-1
Tags: танкач, трансмиссии, цитата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments