Geraet4501 (kedoki) wrote,
Geraet4501
kedoki

Categories:

Допрос фон Хайдекампфа, часть 1

Представляем вашему вниманию допрос главы Танковой комиссии и руководителя производства фирмы Henschel в Касселе Герда фон Хайдекампфа. Допрос довольно большой, вдвое больше допроса Книпкампа, поэтому он будет разбит на несколько частей. Курсивом выделены мои примечания, без которых мало кто сможет действительно разобраться в некоторых тонкостях. Надо сказать, фон Хайдекампф был одним из главных конкурентов Порше, с 1942 года он представлял танковое производство фирмы Henschel. Так что не стоит удивляться некоторым его высказываниям, связанным с танками и двигателями фирмы Porsche KG. Но всё же, несмотря на неточности и откровенно предвзятые оценки, местами допрос очень ценный и интересный.

Оригинал допроса мне прислал Пётр Самсонов, за что ему большое спасибо. Кроме того, часть допроса помогли перевести Станислав Беленький и Антон Snoll Закрылкин.



Допрос Герда Штилера фон Хайдекампфа (Gerd Stieler von Heydekampf)

28 июня 1945 года, город Кассель

Штилер фон Хайдекампф работал в США на Bobcock and Wilcox, Bayonne, штат Нью Джерси, в 1930 году и на Baldwin Southwark в 1930-1933 годах. Он вернулся в Германию и поступил на работу в Opel на должность управляющего по контролю за качеством материалов. Впоследствие он стал управляющим завода Opel по производству грузовиков в Бранденбурге (Brandenburg). В 1938 году господин Хеншель предложил ему работать на фирме Henschel Co., но он отказался от этого предложения. Он вступил в НСДАП в 1940 году по предложению гауляйтера Бранденбурга, который, по словам фон Хайдекампфа, понимал, что директор такого важного производства, как Opel, должен быть членом нацистской партии.

В 1942 году нацистское правительство принудило господина Хеншеля сдать управление заводом в Касселе, поскольку план по производству не выполнялся. Фон Хайдекампф был назначен директором завода по результатам его работы в Бранденбурге.

В декабре 1943 года фон Хайдекампф был назначен президентом Танковой комиссии (Panzerkommission), заменив на этой должности Фердинанда Порше.

Доктор Порше некоторое время был в плохих отношениях с командованием армии и с министерством Шпеера из-за неудовлетворительных характеристик танков его разработки. Армия требовала новое оружие, а Порше предлагал совершенно новые необычные конструкции без учёта возможностей существующей промышленности или имеющегося опыта, что замедляло производство.

В феврале 1945 года фон Хайдекампф был назначен главой рабочей группы (Hauptausschuss) по производству танков, военных транспортных машин и Ж/Д локомотивов. Благодаря этому повышению фон Хайдекампф стал контролировать производство танков посредством рабочей группы и имел влияние на разработку танков через Танковую комиссию.

В период руководства фон Хайдекампфа Танковая комиссия проводила собрания формально только три раза; первая из этих встреч была ужином, организованным Гитлером в декабре 1943 года, во время которого фон Хайдекампф был представлен комиссии. В задачи комиссии входили рассмотрение требований самого Управления вооружений, рассмотрение предложений от производственников и формулирование рекомендаций для них. На формальных встречах комиссии большая часть заданий давалась Хайдекампфом в ходе личных бесед и по почте.

Таким образом весь смысл существования Танковой комиссии был совершенно извращён. Вместо независимого от Управления вооружений органа получился его придаток. Об этом в дальнейшем фон Хайдекампф говорит открытым текстом:

Фон Хайдекампф был в первую очередь производственником. Под его руководством Танковая комиссия по большей части утратила задачу разработки новых технических решений и стала "сторожевым псом" над изменениями в текущих проектах и над новыми проектами, которые могут снизить темпы производства.

Фон Хайдекампф обозначил, что немецкая танковая программа основывалась на трёх китах:

1. Требования по увеличению огневой мощи и бронезащиты
Разработка 30-35 тонных танков началась в 1938 году. Эти танки испытывались в 1940-41 годах и должны были пойти в производство в 1942 году. После вторжения в СССР в 1941 году, когда немцы познакомились с советскими Т-34, руководство армии решило прекратить текущие разработки и затребовало более тяжёлые танки. В результате танки Тигр и Пантера были разработаны и пущены в производство так быстро, как ни один немецкий танк до них. По мнению фон Хайдекампфа производство началось слишком быстро, поэтому многие детские болезни этих танков стали известны только во время их службы.

Эти показания очень неточны. Фактически разработка башни DW началась в самом конце 1936 года, а шасси в начале 1937 года. Прототипы испытывались уже в 1938 году, но конструкция шасси провалилась. Пока танк переделывали, уже началась война. В 1942 году они окончательно устарели, вопрос о производстве опытной партии был совершенно нелепым.

Реконструкция внешнего вида DW. Обратите внимание на ходовую часть по типу полугусеничных тягачей, которая совершенно себя не оправдала и шасси пришлось переделывать:


Другая неточность заключается в том, что не было последовательного развития танков фирмы Henschel. Одно время работы над VK 30.01 (H), VK 36.01 (H) и VK 45.01 (H) велись параллельно. Тигры начали проектировать ещё до начала войны против СССР, на сами Tiger I знакомство с Т-34 никак не повлияло.

Конструкция этих танков разрабатывалась под большим влиянием Т-34, который получил высокую оценку у германской армии. Фон Хайдекампф сказал, что эти три особенности Т-34 особенно впечатлили армию:

a. орудие выступало за корпус, что немцы считали непрактичным
b. наклонная броня по кругу
c. большие опорные катки

Эти утверждения лишь отчасти соответствуют истине. Под некоторым влиянием Т-34 разрабатывались только Пантеры, но не Tiger I. Кроме того, опорные катки большого диаметра применялись немцами и ранее, причём довольно широко.

Tiger I был результатом конкуренции двух между Тиграми Henschel и Porsche. Первые образцы каждого из них были показаны Гитлеру на его день рождения 19 апреля 1942 года, а затем испытаны. Tiger фирмы Porsche получил очень много внимания, но был совершенно неудовлетворительным и армия от него отказалась. Однако благодаря влиянию Порше на Гитлера 90 корпусов были заказаны, в итоге они стали самоходными орудиями Ferdinand (по первому имени Порше), которые в дальнейшем тоже оказались провалом (!!!??). После начала применения Tiger I за короткое время выявилось так много проблем, что было получено указание переделать проект с учётом конструкции Пантеры, которая была разработана через несколько месяцев после Tiger I. В результате появился Tiger II.

В послевоенное время история немецкого танкостроения была написана с большим количеством ошибок, в том числе и потому, что в качестве источников использовались допросы, такие как этот. Если верить словам фон Хайдекампфа, то испытания Тигров начались уже сразу после дня рождения Гитлера и на них же был определён танк, который должен был пойти в серию. Это совершенно не соответствует истине. В тот день был лишь показ опытных танков, а окончательный выбор был сделан только в ноябре 1942 года после сравнительных испытаний.

Никакого заказа 90 корпусов якобы до начала серийного производства благодаря влиянию Порше, конечно, не было. К тому моменту были заключены контракты на серии из 100 Tiger (P) и 100 Tiger (H). По ним же были выпущены 100 корпусов Tiger (P), вместе с другими изготовленными частями шасси они использовались для строительства 91 Фердинанда. Не было никакого заказа именно на 90 корпусов и не было изготовлено 90 Фердинандов, но миф пошёл гулять.

Что интересно, из слов фон Хайдекампфа никак не следует, что Tiger (H) был выбран потому, что он вполне удался, а с Tiger (P) было множество проблем. Далее фон Хайдекампф сам честно говорит о множестве фактически принципиальных проблем Tiger (H), которые привели к созданию нового тяжёлого танка как развития Пантеры, а не первого Тигра.

В 1942 году всё ещё будучи главой Танковой комиссии и пользуясь своими близкими дружескими отношениями с Гитлером Порше продвинул разработку ещё более тяжёлых танков. Порше получил задание разработать танк весом около 150 тонн, который получил название Maus. Его разработка не была приоритетной и продвигалась так медленно, что танк не был готов к концу войны. По мнению фон Хайдекампфа Tiger II был близок к пределу по массе из-за поворотливости, манёвренности и габаритам, имеются ввиду ограничения перевозки по железным дорогам. В дальнейшем танкостроители сомневались, что танки с габаритами как у Тигра были наиболее подходящими.

Тут фон Хайдекампф снова сказал неправду. Разработка сверхтяжёлых танков началась с проекта Loewe фирмы Krupp.
Лишь в дальнейшем к делу подключили фирму Porsche KG, которая лучше справилась с заданием. Никакого изначального задания на 150-тонный танк не было, разработка конкурента Льву сперва велась в 100-тонной весовой категории.


Первый эскизный проект VK 100.01 (P) массой около 120 тонн:


Вообще сложилась довольно любопытная ситуация. Идиотизм проектирования и постройки Мауса был очевиден, поэтому после войны некоторые деятели немецкого танкостроения перекладывали ответственность за такой маразм на других, мол, мы тут ни при чём. Фон Хайдекампф и Книпкамп объявили это личной авантюрой Порше и Гитлера умолчав о Льве и о своих потугах протолкнуть Tiger-Maus, который отличался ещё более идиотской конструкцией.

2. САУ с ограниченными углами наведения орудия
Генерал Гудериан, представляющий бронетанковые силы, требовал машины с орудиями, установленными в башнях кругового вращения. Другие ветви армии выступали за установку орудий в рубках с ограниченными углами наведения, что давало возможность применять более мощные орудия при тех же ограничениях по массе машин. Последняя точка зрения победила, поскольку её поддержал Гитлер под влиянием Заура (Saur). Поэтому число более лёгких САУ с ограниченными углами наведения орудий постоянно возрастало.

Это объяснение одной из причин значительной доли САУ в немецкой армии. Если смотреть по числу выпущенных танков, то самым массовым был Pz.Kpfw.IV. Если же смотреть вообще по шасси, то семейство Pz.Kpfw.III благодаря Штугам лидирует с отрывом.

3. Экономические соображения
На протяжении войны нужда в танках и их производство постоянно возрастали. Примерно за два года возможности по конструированию и производству были перераспределены от авиации к танкостроению. Такое развитие событий частично было связано с усилением дефицита топлива, но по мнению фон Хайдекампфа активность в области танкостроения всё равно бы возросла даже без дефицита авиационного топлива.

Хороший тому пример - планы по сворачиванию производства авиационных двигателей DB.605 на производственных мощностях Steyr и развёртыванию там выпуска дизелей для бронетехники.

Танковая программа 1945 года была сформулирована с учётом вышеупомянутых тенденций.

ПЛАН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТАНКОВ НА СЕРЕДИНУ 1945 ГОДА
38-T и 38-D - 2000 штук в месяц
Panther - 300 в месяц
Jagdpanther - 150 в месяц
Tiger II - 150 в месяц
Jagdtiger - 50 в месяц

Очень интересно, как немцы в 1945 году планировали выпускать каждый месяц 450 шасси Пантер и 200 шасси Королевских Тигров, это не считая двух тысяч лёгких танков и САУ.

На базе шасси 38-T и 38-D должны были строиться танки и САУ весом 14 тонн с ограниченными углами наведения орудия. 38-T был очень похож на оригинальную чешскую конструкцию. 38-D должен был производиться в Германии с 12-цилиндровым дизельным двигателем Tatra.

Jagdpanzer 38 D - немецкое развитие чешского Хетцера:


Разведывательный танк на шасси 38 D с 75-мм пушкой в открытой рубке:


Обе машины должны были вооружаться 75-мм орудием с длиной ствола 48 калибров, часть из которых планировалось выпускать с жёсткой установкой орудия. Жёсткая установка 75-мм пушки с длиной ствола 71 калибр (именно так в оригинале, очевидно, ошибка) была в процессе разработки.

Имеется ввиду метод установки орудия без откатных механизмов, энергия отдачи целиком поглощается корпусом и подвеской. В конце войны немцы успели выпустить небольшую опытную серию Jagdpanzer 38(t) Starr с жёстко установленными орудиями.

Слева обычная схема установки, справа - жёсткая:


А так выглядит Jagdpanzer 38(t) Starr. Внешне отличий почти нет:


Производство Pz.Kpfw.III закончилось в 1943 году. Pz.Kpfw.IV планировалось снять с производства в середине 1945 года, а программа выпуска Pz.Kpfw.III/IV была отменена осенью 1944 года. Все освобождённые производственные мощности должны были использоваться для выпуска 38-D. Шасси 38-T должны были выпускаться в ограниченном количестве с облегчёнными корпусами для создания разведывательных танков.

Разведывательный танк Aufklaerungspanzer 38(t) в варианте с 75-мм "окурком":



Этой программе был дан наивысший приоритет, за 1944 год это была практически единственная активно разрабатываемая программа.

Более крупные боевые машины по программе 1945 года практически не изменялись.

Waffentraeger (носитель вооружения)
Waffentraeger - это не танк, но работы по их конструкции и производству вели примерно те же организации. В течение двух лет шла разработка самоходного гусеничного шасси для моторизации полевой артиллерии. Основные характеристики были таковы: гусеничный движитель, орудие кругового вращения со значительными углами наведения по вертикали, очень лёгкая броневая защита (8-10 мм), а также возможность устанавливать множество разных орудий.

В конце войны немцы столкнулись с проблемой буксирования многотонных противотанковых орудий и гаубиц. Концепция Waffentraeger подразумевала создание фактически самоходного лафета, который бы перевозил орудие, артиллеристов и боекомплект. Waffentraeger занимали золотую середину между более дорогими и тяжёлыми САУ и дешёвыми, но малоэффективными обычными лафетами.

Две машины такого типа были разработаны и планировались для производства в середине 1945 года, при этом к осени 1945 года темп выпуска должен был достигать 300-350 машин в месяц.

После рассмотрения различных схем было принято решение, что носители вооружения должны быть построены полностью на основе 38-T и 38-D за исключением корпуса. Двигатель располагался спереди, со смещением к борту, сбоку от него находился мехвод. Корпус был таким низким, что водитель мог управлять машиной только держа голову над крышей корпуса. Вся кормовая часть представляла собой открытую платформу, на которой устанавливалось орудие и размещалась часть боекомплекта. Небольшой Waffentraeger оснащался четырьмя опорными катками на борт и должен был вооружаться 88-мм пушкой или 105-мм гаубицей, возможно, ещё какими-нибудь другими орудиями. Вес этой машины должен быть примерно 14 тонн. Необходимые компоненты брались у шасси 38-T или 38-D.

Данное описание не совсем точное. На Waffentraeger Ардельта использовались не только элементы шасси 38(t), но и двигатель и трансмиссия от немецкого полугусеничного тягача.



Фирма Ardelt в Эберсвальде (Eberswalde), на востоке от Берлина, в конкуренции с другими фирмами разработала Waffentraeger, армия его приняла и было построено несколько опытных машин. Затем фирме Krupp поручили проработать производство, ответственным за это назначили Эгена (Egen) из Krupp, он находился на Ardelt до марта 1945 года, когда, как считают, он вернулся в Эссен. Большой Waffentraeger имел 6 опорных катков на борт и должен был перевозить 128-мм орудие или 150-мм гаубицу.




Читать вторую часть
Tags: sekrit dokuments, танкач
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments