Geraet4501 (kedoki) wrote,
Geraet4501
kedoki

Category:

Миф об установке SSG 76 на Pz.Kpfw.IV

На Википедии и на многих других сайтах можно прочитать, что на поздние Pz.Kpfw.IV вместо коробки передач Zahnradfabrik SSG 76 якобы ставили SSG 77. Если говорить предельно кратко, то это не более чем миф, да и доказательство этого много времени не займёт. Однако неизбежно возникает следующий вопрос. SSG 76 и SSG 77 - это очень похожие коробки передач, у них 6 передач вперёд, одинаковый диапазон скоростей, одинаковый механизм синхронизации и так далее. Обе они рассчитаны под одинаковый двигатель Maybach HL 120. Так какой вообще был смысл создавать SSG 77?

КДПВ:



Разбивка трансмиссии на части
Начнём несколько издалека. Трансмиссию танка можно скомпоновать по-разному, причём речь не идёт о переднем или заднем её расположении. Можно собрать коробку передач, главный фрикцион и механизм поворота в один большой блок, который остаётся только соединить с двигателем и с бортовыми передачами. Можно собрать коробку передач, главный фрикцион и главную передачу в один блок, который соединяется с двигателем и с механизмом поворота. Можно собрать коробку передач и механизм поворота в один блок, а сцепление разместить отдельно и так далее. Эти разные решения применяются сообразно обстоятельствам.

На Pz.Kpfw.II Ausf.A-C и F шестискоростная коробка передач SSG 46 объединялась с главной передачей, главным фрикционом и вентилятором охлаждения трансмиссии в один блок. По бокам от главной передачи размещались два блока механизма поворота, каждый из них состоял из планетарного ряда и тормоза. Кратко говоря на "классических" Pz.Kpfw.II коробка передач объединялась со сцеплением и главной передачей, а механизм поворота был отдельными блоками.


SSG 46 с главной передачей, главным фрикционом и вентилятором


Схема трансмиссии Pz.Kpfw.II

Трансмиссия Pz.Kpfw.IV устроена очень похожим образом. Коробка передач SSG 76 имеет схожий диапазон скоростей, то же число скоростей и очень похожее устройство, что и коробка передач SSG 47, её словно отмасштабировали. Для того времени трансмиссия Pz.Kpfw.II была хорошей и современной, поэтому немцы и на других танках использовали её удачные принципы. Как и на Pz.Kpfw.II, на Pz.Kpfw.IV коробка передач объединялась с главным фрикционом, главной передачей и вентилятором охлаждения трансмиссии в один блок, а планетарные ряды механизма поворота объединялись с тормозами.


Коробка передач SSG 76 с главной передачей (чёрного цвета). Не хватает главного фрикциона и вентилятора


На этой модели отлично видно два блока механизма поворота слева и справа от блока коробки передач,
главной передачи и сцепления.


На Pz.Kpfw.III Ausf.A-C использовалась пятискоростная коробка передач SFG 75, которая ставилась и на Pz.Kpfw.IV Ausf.A. Трансмиссия компоновалась точно так же, как на Pz.Kpfw.II Ausf.A-C и на Pz.Kpfw.IV. На Pz.Kpfw.III Ausf.D установили шестискоростную коробку передач SSG 76, примерно в это время она как раз прописалась на Pz.Kpfw.IV Ausf.B.

ZW.38
В 1937 году начались работы над новым шасси Pz.Kpfw.III, которое позже получило название ZW.38 и легло в основу Pz.Kpfw.III Ausf.E-G. Фактически это был новый танк с совершенно другой трансмиссией, другим двигателем, совершенно другой ходовой частью и другим корпусом. Pz.Kpfw.III Ausf.D отличается от Ausf.E, пожалуй, даже больше, чем Т-34 от Т-43, пусть схожий внешний вид вас не обманывает.

На ZW.38 изначально планировали использовать совершенно новую трансмиссию, состоящую из 10-скоростной полуавтоматической коробки передач Maybach Variorex и двухпоточного механизма поворота с тремя радиусами на каждой передаче. Коробка передач, главный фрикцион, главная передача и механизм поворота объединялись в один блок двухпоточного МПП, а тормоза монтировались в танк отдельно. Так как механизм поворота планировался дифференциальным, поворот осуществлялся включением сцеплений, остановочные тормоза при этом не использовались.

Однако эта отлично смотревшаяся на бумаге затея провалилась. Ещё на испытаниях прототипа трёхрадиусный механизм поворота работал ненадёжно, поэтому в серию пошёл упрощённый однорадиусный однопоточный механизм поворота а-ля Pz.Kpfw.IV. Ради него не стали переделывать всю остальную трансмиссию, поэтому коробка передач всё ещё объединялась с планетарными рядами в один блок, а тормоза находились отдельно. Таким образом мезанизм поворота разделилися на две части: одна часть объединялась с коробкой передач, а другая часть находилась отдельно блоками слева и справа.


Блок коробки передач и планетарных рядов Pz.Kpfw.III Ausf.E-G

Позже и с 10-скоростной коробкой передач возникли изрядные трудности. Она была сложной и дорогой в производстве, требовала кропотливого доведения до ума. И самое главное - в ней не было смыла, так как её хотели использовать для достижения высоких скоростей, которые не выдержала ходовая часть. Поэтому уже в 1939 году решили устанавливать на Pz.Kpfw.III Ausf.H простую 6-скоростную коробку передач по типу Pz.Kpfw.IV, к тому времени очень хорошо себя зарекомендовавшую.

Однако с этим возникли проблемы. Во-первых, на "классических" Pz.Kpfw.II и на Pz.Kpfw.IV коробка передач располагалась очень близко к лобовому бронелисту, между ними находилась только компактная главная передача. А вот на Pz.Kpfw.III Ausf.E-G между лобовой бронёй и коробкой передач располагались главная передача и планетарные ряды механизма поворота, поэтому коробка передач находилась дальше от лобового бронелиста. Во-вторых, 6-скоростная трёхвальная коробка передач была больше и длиннее 10-скоростной безвальной. По этим двум причинам не удалось установить коробку передач в одном блоке с главным фрикционом и планетарнными рядами, он бы не поместился по длине.



В результате немцы решили установить главный фрикцион на двигателе. От него шёл карданный вал к коробке передач, сблокированной с планетарными рядами. Тормоза устанавливались отдельно.

Поэтому и появилась коробка передач SSG 77. Это была модификация коробки передач SSG 76, но рассчитанная под объединение не с главным фрикционом, а с планетарными рядами, в остальном они не отличались. Изначально SSG 77 ставили на Pz.Kpfw.III и на VK 30.01 (H) вместо 10-скоростной коробки передач Maybach Variorex, позже её использовали на шасси GW III/IV.

Вернёмся к мифу
Вот поэтому на Pz.Kpfw.IV Ausf.H и J не могла стоять SSG 77 и никакого смысла в её установке не было. Если попробовать приспособить SSG 77 для установки в Pz.Kpfw.IV, то мы получим самую обычную SSG 76. Оно и понятно: разместить главный фрикцион на двигателе не получится, он упрётся в топливный бак, а если его объединить с коробкой передач, то SSG 77 придётся переделывать до SSG 76.
Tags: танкач, трансмиссии
Subscribe

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 2

    В первой части статьи мы говорили о принципах двухтактных двигателей и разобрали схему двухтактного двигателя со встречно-движущимися поршнями на…

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 1

    Просматривая материалы по Е-серии я заинтересовался упоминаниями двухтактного танкового дизельного двигателя TM118 фирмы…

  • Дайджест из ВК #2

    Очередная подборка небольших постов из ВК о бронетехнике: Богатый внутренний мир ARL 44 И снова обозначения немецкой бронетехники (всё никак не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments