Geraet4501 (kedoki) wrote,
Geraet4501
kedoki

Category:

VK 45.02 (P) и Ferdinand

В прошлой статье я описал развитие Tiger (P), его модификации и производство. И хотя мы тогда дошли до момента отмены серийного выпуска, история всё равно выглядит довольно фрагментарной. Во-первых, ничего толком не сказано о Tiger P2 и Фердинанде, которые выросли из Tiger (P). Во-вторых, речь шла исключительно о самом танке вне необходимого контекста. Между тем причины отмены дальнейшего серийного производства Tiger (P) не могут быть чисто техническими. Тем более загадочны обстоятельства отмены заказов на VK 45.02 (P).

КДВП - Porsche Typ 180B:

Фотографии чертежей двигателей Typ 101/3 и Typ 101/4, а также некоторые другие материалы, были присланы Fu_Manchu, за что ему огромное спасибо. Без него эта статья была бы недоиллюстрированной.


Судьба Tiger P
Итак, несмотря на бодрый старт уже летом 1942 года серийный выпуск Tiger (P) серьёзно буксовал, главным образом из-за крайне проблемных двигателей. В августе производство новых танков остановили и начали устранять выявленные недостатки, в частности, переделывать корпуса под стандарт Typ 103 с улучшенной компоновкой. 14 октября 1942 года фирме Krupp сообщили о том, что производство 100 Tiger (P) останавливалось до устранения недостатков, кроме того, планировались сравнительные испытания Tiger (P) и Tiger (H), а также демонстрация танков рейхсминистру Шпееру и Танковой комиссии. Таким образом дальнейшая судьба Tiger (P) вроде как зависела от того, насколько успешно инженеры устранят его недостатки и от результатов сравнительных испытаний.

Мы уже написали статью о сравнительных испытаниях Тигров, Пантер и других танков. Надо сказать, оригинальные документы о них так и не были найдены, а сведения были записаны представителем фирмы MAN. Разумеется, они не могут быть 100% точными, это не официальный отчёт комиссии. И всё же мы вынуждены за неимением лучшего их рассмотреть. В этом случае получается следующая картина. Все препятствия, которые прошли Henschel-Tiger, прошли и Porsche-Tiger. Те участки, которые не осилили Porsche-Tiger, не смогли пройти и Henschel-Tiger. А первое испытание, которые не выдержали VK 3601 и Henschel-Tiger, оба Porsche-Tiger таки прошли. Кроме того, один из Porsche-Tiger был использован как тягач для сломавшейся MAN-Panther. После завершения испытаний подвели итог: в строю остались по одному Porsche-Tiger и Henschel-Tiger, а VK 3601 сломался и не мог продолжать дальнейшие испытания. Вывод напрашивается сам собой: по проходимости Tiger (P) вовсе не был таким плохим и неуклюжим танком, как об этом любят писать. Да и отвратительной надёжностью среди других танков он не выделялся, куда более лёгкий VK 3601 показал себя намного хуже. Наблюдения представителя MAN подтверждаются и присутствовавшим на испытаниях Ферри Порше, который отметил, что в целом они прошли хорошо.

Но несмотря на это после испытаний было принято решение остановить производство Tiger (P). Отсюда возникает вопрос: была ли возможность продолжить серийное производство и применять Tiger (P) в боях? Иными словами, действительно ли были серьёзные технические основания для этого? После внимательного изучения данных ответ напрашивается сам собой: нет. Действительно, какие проблемы были у Tiger (P)? Ранняя башня нуждалась в переделке, по ней был целый список претензий. С другой стороны, первый Tiger (H) испытывался вообще без башни, её впервые установили на Tiger (P), который и принял на себя основной удар. Да, сразу всплыло множество проблем, зато именно благодаря опыту испытаний первых Tiger (P) башню удалось довести до ума и уже в усовершенствованном виде она устанавливалась на Tiger (H). Много трудностей было с двигателями, системой охлаждения и компоновкой МТО, однако компоновку улучшили и предусмотрели установку надёжных и освоенных в производстве двигателей Maybach HL 120 TRM. Ну а такие проблемы, как прокладки тормозов - это неизбежные детские болезни, которые были со временем устранены.

Таким образом Tiger (P) с усовершенствованной башней и двигателями Maybach HL 120 TRM вполне мог производиться дальше и использоваться в войсках точно так же, как использовались Фердинанды, только с поправкой на то, что он на 5-8 тонн легче, отсюда лучшая проходимость, скорость и надёжность. Собственно, командирский Тигр Порше так и воевал. Конечно, мощности двух HL 120 TRM было маловато, да и электромеханическая трансмиссия была не лучшим вариантом, однако они были совершенно работоспособны, поэтому могли бы послужить временной мерой до установки более мощных двигателей и гидромеханической трансмиссии. Одним словом, дальнейшее производство доведённого до ума Tiger (P) и его применение было вопросом желания.

Работы по Tiger P2
Ещё более странно сложилась судьба у VK 45.02 (P). Его история неразрывно связана с VK 45.01 (P), поэтому самое время её рассмотреть.

Ещё 21 июня 1941 года Wa Pruef 6 обратилось на фирму Porsche KG с запросом об установке более мощного 88-мм орудия Flak 41 в башню Tiger (P). Инженеры прикинули и дали ответ: в существующую башню такое орудие установить невозможно. Однако от затеи ещё лучше вооружить Тигры не отказались. Я уже не раз упоминал, что было заказано всего 100 танков Tiger (P). Почему так мало? Да потому, что по начиная со 101-ого танка планировалось производить новую модель на основе Tiger (P) с 88-мм орудием KwK L/71. Изначально этот танк назвали Typ 101 verstaerkt (усиленный), затем появились обозначения Typ 180 и Typ 181. Wa Pruef 6 называл этот танк сперва VK 45.01 (P2), затем VK 45.02 (P) и Pz.Kpfw.VI Tiger P2.


Typ 180: электромеханическая трансмиссия и двигатели Typ 101/4

В отличие от Tiger (P), разработка Tiger (P2) велась уже под влиянием советских танков. Фирма Krupp спроектировала новый корпус с применением рациональных углов наклона брони, при этом лобовая часть состояла из одного гнутого 80-мм бронелиста под углом 55 градусов. Верхние бортовые бронелисты получили небольшой угол наклона, а толщина нижней части бортов возрасла с 60 мм до 80 мм. Кроме того, была переделана корма танка с усилением бронирования. Помимо корпуса фирма Krupp спроектировала и новую башню. В ней также применялись рациональные углы наклона брони и гнутые детали, башня получила развитую кормовую нишу, в которой разместили часть боекомплекта.

В целом чувствуется, что во время разработки VK 30.01 (P) и VK 45.01 (P) у фирмы Porsche KG не было опыта в танкостроении. Это видно в таких решениях, как переднее расположение трансмиссии у Typ 100 и крайне неудачная компоновка МТО у Typ 101. А вот к моменту разработки VK 45.02 (P) у команды инженеров уже скопился большой опыт, поэтому удалось с самого начала избежать многих проблем. Так, компоновка МТО изначально была как у Typ 103: в надгусеничных нишах находилось два топливных бака суммарной ёмкостью 820 литров, компактная система охлаждения находилась над генераторами. Лобовая часть корпуса VK 45.01 (P) собиралась из 6 деталей, а у VK 45.02 (P) всего лишь из одной. Новая башня фирмы Krupp тоже была шагом вперёд: при более мощной пушке, усиленном бронировании и развитой кормовой нише с боекомплектом она была тяжелее башни первого Тигра всего на пару тонн.

Как и Tiger (P), Tiger (P2) был в двух основных вариантах: Typ 180 с электромеханической трансмиссией и Typ 181 с гидромеханической трансмиссией, они были точно такие же, как у Typ 101 и Typ 102. По причине начала работ по линейке дизельных двигателей воздушного охлаждения было предусмотрено несколько вариантов силовой установки, их обозначили буквами:

  • Typ 180A: электромеханическая трансмиссия, два двигателя Typ 101/3 (форсированная до 350 л.с. при 3200 об/мин версия Typ 101/2)

  • Typ 180B: электромеханическая трансмиссия, два двигателя Typ 101/4 (вариант Typ 101/3 с другим расположением маслорадиатора и степенью сжатия 6,4 вместо 5,9)

  • Typ 181A: гидромеханическая трансмиссия, два двигателя Typ 101/4

  • Typ 181B: гидромеханическая трансмиссия, два дизельных двигателя Typ 180/1 суммарной мощностью 740 л.с. при 2000 об/мин

  • Typ 181C: гидромеханическая трансмиссия, один дизельный X-16 двигатель Typ 180/2 мощностью 770 л.с. при 2200 об/мин

Обратите внимание: хронологически более поздние варианты с дизельными двигателями планировалось оснащать исключительно гидромеханическими трансмиссиями. Как тут не вспомнить мнение Порше о чрезмерной сложности выпуска электромеханических трансмиссий.

Двигатель Typ 101/3:


Двигатель Typ 101/4 с генератором и системой охлаждения:



Typ 180, вид сверху. Отлично видно вспомогательную силовую установку, аккумуляторы, пневматический балон тормозной системы, компоновку двигателей и систему охлаждения. Если присмотреться, можно даже разглядеть горловины топливных баков

Во многих деталях Tiger (P2) был похож на Tiger (P): та же ходовая часть, та же вспомогательная силовая установка Typ 141, то же гидропневматическое управление передними тормозами. Однако было и принципиальное новшество. Очень длинный ствол орудия вынудил инженеров придумать вариант Tiger (P2) с кормовым расположением башни. При этом у мехвода и радиста появлялись люки в крыше, а мехвод мог вести танк высунув голову из танка. Двигатели и генераторы размещались в центре, под башней находились тяговые электродвигатели. Подобным образом можно было скомпоновать и гидромеханическую трансмиссию: с двигателями спаривались гидротрансформаторы, от них мощность шла валом к механизму передач и поворота. За это пришлось заплатить усложнением ремонта, ведь для демонтажа части трансмиссии нужно было снимать башню. Правда, у Tiger (H) всё было ещё хуже: мало того, что необходимо было вытаскивать блоки радиостанции над коробкой передач, так потом ещё и нужно было тянуть блок механизма поворота и КПП (он больше в габаритах) к подбашенному пространству. Одним словом, как ни пытайся сделать танк менее ремонтопригодным, Tiger (H) не переплюнуть.


Typ 180 с кормовым расположением башни

Новое вооружение и усиление бронезащиты привели к неизбежному увеличению массы Tiger (P2) до 64-65 тонн. Для компенсации этого планировалось использовать гусеницы шириной 700 мм, с ними ширина танка возрастала до 3400 мм, то есть он влезал в железнодорожный габарит. Несмотря на увеличение массы благодаря возросшей ёмкости топливных баков и применению дизельных двигателей ожидалось увеличение дальности хода до 217 километров (против 105 км у Typ 101).

Казалось бы, вот он, улучшенный Тигр с отличным вооружением, надёжным бронированием и усовершенствованным шасси. Благодаря унификации ходовой части, трансмиссии и многих других узлов и агрегатов он мог относительно беспроблемно заменить Tiger (P) в серийном производстве, как и планировалось. 4 февраля 1942 года фирма Krupp получила контракт на изготовление 100 корпусов Tiger (P2), а затем и на 100 башен. По планам первые шесть VK 45.02 (P) должны были быть изготовлены в ноябре 1942 года. Однако 3 ноября 1942 года эти контракты были отменены. Это никак не могло быть связано с испытаниями Porsche-Tiger и Henschel-Tiger в Берке, поскольку они проходили с 8 по 14 ноября.

В Panzer Tracts 20-1 есть следующая странная информация: в январе 1943 года Wa Pruef 6 дала Krupp новый контракт на изготовление трёх корпусов и башен для VK 45.02 (P), а в феврале 1943 года Порше сообщил, что в Nibelungenwerke были собраны три Tiger (P2) с электромеханической трансмиссией и новой подвеской. Что это за новая подвеска? Возможно, имеется ввиду новая ходовая часть с 700-мм гусеницами. Другой вариант объяснения - применение таких тележек, которые позже установят на Jagdtiger. На ум приходит и такая мысль. Помните итоги производства Tiger (P) из прошлой статьи? Там указывались три танка, которые планировалось использовать для постройки Ramm-Tiger, однако от этой затеи отказались. Куда же делись эти три танка? Вполне возможно, их части использовали для постройки трёх VK 45.02 (P). Ну а 50 построенных башен пошли на первые Tiger II. Вообще, Tiger II фирмы Henschel изначально проектировался именно под них, поэтому никакого вынужденного решения (как это некоторые преподносят) в этом нет.

Panzerjaeger Tiger (P) 8,8 cm L/71
Обычно решение о выпуске САУ на базе Tiger (P) преподносится следующим образом. Танки, мол-де, были пущены в параллельное производство совершенно зря и по случайной прихоти, Tiger (P) безнадёжно провалился, поэтому переделка выпущенного задела на Фердинанды была вынужденным решением, выходом из сложившегося тупика. Такой взгляд, мягко говоря, очень спорный. Предположим, немцы бы просто завершили выпуск 100 Tiger (P) с двигателями Maybach HL 120 TRM, новой системой охлаждения и устранёнными детскими болезнями, а затем отправили бы их воевать. Вооружение этих танков могло без проблем поражать любой советский танк, при этом советские 45-мм и 76-мм пушки были бы против него практически бесполезны. При отличном вооружении и хорошем, более чем достаточном бронировании эти танки были бы минимум на 5 тонн легче Фердинандов, при этом у них были бы полноценные башни кругового вращения, пулемёты и солидный боекомплект (80 выстрелов против 50). Соответственно, выше была бы проходимость, надёжность и ремонтопригодность (скажем, для демонтажа электродвигателей не нужно было снимать рубку, которой не было бы). И самое главное, для этого нужно было продолжить выпуск серии танков с минимальными переделками, в то время как производство Фердинандов требовало очень серьёзных изменений в конструкции, это ещё более отодвинуло боевое применение. Что бронирование, что вооружение Фердинандов было избыточным.

Но несмотря на это 22 ноября 1942 года Tiger (P) был официально похоронен, а Гитлер утвердил решение о переделке 90 танков в штурмовые орудия с 88-мм пушкой L/71. Я не буду подробно описывать историю Фердинандов, благо, есть хорошая книга Максима Коломийца, но остановлюсь на очень интересном моменте - первоначальном виде будущего Фердинанда, чертёж выполнен Alkett 30 ноября 1942 года:


Обратите внимание на следующие особенности:

  • в лобовом листе рубки справа от пушки размещён пулемёт, который создатели якобы "забыли"

  • выхлопные трубы идут из моторного отделения в корму, грушители установлены за рубкой

  • люки мехвода и радиста круглые

  • другая крыша рубки с изломом

  • верхний лобовой лист прикрыт 100-мм листом под наклоном, образуя разнесённую броню

  • нижняя лобовая деталь и "щёки" надгусеничных ниш тоже прикрыты дополнительными бронелистами

  • иначе размещён боекомплект (55 выстрелов)

Масса этого варианта оптимистично оценивалась в 65 тонн, однако позже, видимо, стало ясно, что в неё не уложиться, поэтому бронирование лба корпуса ослабили, убрали пулемёт и так далее. К слову, Фердинандам пулемёт был не нужен: они планировались как штурмовые орудия, которые по немецким наставлениям должны идти в атаку чуть позади пехоты. Поэтому у StuG III в корпусе пулемётов не было и никто по этому поводу не истерил. А Фердинанды на Курской дуге шли в атаку впереди всех, то есть использовались как танки таковыми не являясь. А если учесть мины, то результат был очень предсказуем. Ну и конечно же, во всём виноват забытый пулемёт (на самом деле нет). Кстати, при таком использовании на месте Фердинандов должны быть Tiger (P).


Вот мы и подошли к концу истории Leopard P, Tiger P и Tiger P2. В следующем, заключительном, посте я попробую подвести итоги и дать оценки, а также описать в целом тот бардак, который был у немцев в 1942 году с разработкой и производством тяжёлых танков.
Tags: гистория, танкач
Subscribe

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 2

    В первой части статьи мы говорили о принципах двухтактных двигателей и разобрали схему двухтактного двигателя со встречно-движущимися поршнями на…

  • Дайджест из ВК #2

    Очередная подборка небольших постов из ВК о бронетехнике: Богатый внутренний мир ARL 44 И снова обозначения немецкой бронетехники (всё никак не…

  • Хромоногий «Ягдтигр»

    На Warspot вышла моя новая статья об истории Ягдтигра с точки зрения его ходовой части, вернее, ходовых частей. В ней рассказывается о развитии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments