Geraet4501 (kedoki) wrote,
Geraet4501
kedoki

Category:

Великие бумажночернильные сражения Третьего Рейха

В описании к свежему видео с гисторическими побасенками о Фердинанде Торнайд упомянул меня как человека, у которого можно узнать больше по данной теме. Правда, Главкраб зачем-то дал ссылку на мой ЖОЖЕ, а не на конкретный пост, которым он пользовался при создании видео.

И по видео Торнайда, и по множеству публикаций сомнительного качества видно, что история немецкого тяжёлого танка в целом и история так называемых тяжёлых танков фирмы Porsche K.G. в частности описаны очень плохо, если не сказать бездарно. Одни факты игнорируются, другие оцениваются нелепейшим образом. Но главная проблема заключается в том, что танки рассматриваются в сферическом вакууме без необходимого контекста. Из-за этого многие, в сущности, простые вопросы остаются без ответа. Потому я и написал этот пост: это не очередная демонстрация навыков счёта по заклёпкам, а необходимый контекст, без которого в историю техники вникнуть невозможно.


Порядок разработки танков
Начать разговор нужно вроде бы с очевидных вещей, которые так упорно игнорируют. В Третьем Рейхе проектирование и производство танков велось не так, как, например, в СССР. Одна фирма проектировала и выпускала коробки передач, другая двигатели, третья создавала шасси под эти компоненты, а четвёртая башню с вооружением. Например, Pz.III Ausf.H - это коробка передач Zahnradfabrik, двигатель Maybach, подвеска Porsche, шасси Daimler-Benz, башня Krupp. На Pz.I Ausf.A и вовсе нижнюю часть бронекорпуса разработала одна фирма, а верхнюю - другая. Но далеко не всегда наблюдалась такая солянка, я специально подобрал наиболее яркие примеры. Скажем, на Pz.IV башню и шасси проектировала одна и та же фирма Krupp. Для сравнения, в СССР значительная часть Т-34 проектировалась одним и тем же КБ, просто одна группа конструкторов занималась башней, другая пушкой, третья ходовой частью, а четвёртая коробкой передач. Поэтому без всяких натяжек можно сказать, что, к примеру, Т-34 создавался более централизовано, чем Pz.III.

Подобная ситуация для Германии была естественной, поскольку Третьему Рейху в наследство досталась целая куча фирм-производителей, которые хотели кушать. Заказы этим фирмам давало Управление вооружений. Нас в данном случае интересует Отдел №6 Управления вооружений (сокращённо Wa Pruef 6), который занимался бронетехникой. Сотрудники оного отдела формулировали требования на новый танк, а затем раздавали задания разным фирмам на части танка. Подобный контроль обеспечивал совместимость и не допускал хаоса. Наличие чётких заданий и контроля Управления вооружений гарантировало, что башня одной фирмы подойдёт к шасси другой фирмы и из них получился один танк. Впрочем, так гладко дела обстояли только на бумаге...

Бронетанковый скандал


Работавший в Wa Pruef 6 Эрнст Книпкамп прежде всего известен как создатель концепции линейки полугусеничных тягачей и бронеавтомобилей. В самом конце 1936 года он начинает работу над аналогичной по идеям линейкой танковых шасси. Книпкамп всячески продвигал использование индивидуальных торсионных подвесок (весьма современная ведь на то время!), резинометаллических гусениц с игольчатыми подшипниками, компактных и мощных высокооборотисных бензиновых двигателей, полуавтоматических коробок передач и многорадиусных механизмов поворота. Конечная цель всего этого была одна - создать как можно более быстрые танки, пусть и сложные по конструкции. Вот лишь небольшой список танков, созданных по идеям Книпкампа, с указанием их максимальных расчётных скоростей:

  • Лёгкий Pz.I Ausf.C - 79 км/ч

  • Лёгкий Pz.II Ausf.D - 55 км/ч

  • Средний Pz.III Ausf.E - 70 км/ч

  • Средний Pz.V - 55 км/ч

  • Тяжёлый VK 36.01 - 50 км/ч

Да, Книпкамп был своеобразным немецким Кристи, только подход к достижению максимальной скорости у него был другой. Причём что Кристи, что Книпкамп продвигали такие скоростные танки вовсе не потому, что военным действительно нужны были такие выдающиеся скорости.

Другая интересная особенность вышеприведённого списка "гоночных" танков заключается в том, что все они, кроме Pz.V Panther, по тем или иным причинам провалились. Руководствуясь опытом создания полугусеничных шасси Книпкамп продвигал сложные и сомнительные идеи. Раз за разом идея использования резинометаллических гусениц с игольчатыми подшипниками проваливалась, раз за разом приходилось возвращаться к гусеницам традиционной конструкции. Неоднократно проваливалась идея использования механизма поворота с тремя радиусами на каждой передаче, такой механизм серийно использовался только на Pz.I Ausf.C, которых выпустили всего-ничего, на других танках от него пришлось отказаться.


Прототип Pz.I Ausf.C с резинометаллическими гусеницами. В серию они не пошли.

Наилучшей иллюстрацией является история Pz.III Ausf.E. Этот танк задумывался как замена предыдущим неудачным модификациям Pz.III, причём шасси проектировалось под максимальную скорость в 70 км/ч. От резинометаллических гусениц пришлось отказаться, как и от многорадиусного механизма поворота, но даже несмотря на эти упрощения получился современный по конструкции танк, который благополучно провалился в производстве. Сорваные сроки поставки танков - это ещё пол беды, новые Pz.III оказались очень сырыми и проблемными. Фирма Daimler-Benz заявила, что новые непроверенные узлы и агрегаты были поставлены на танк по указанию Управления вооружений, а не по её воле. Представители Krupp прямо обвиняли Книпкампа в том, что он пользовался своим положением и пропихивал недостаточно испытанные разработки в серию. Назрел скандал.

Не лучшим образом обстояли дела по созданию приемника Pz.IV, которого Книпкамп неоднократно пытался похоронить, получая в ответ обвинения, ведь это был танк разработки Krupp. Шасси 30-тонных тяжёлых танков DW I и DW II были спроектированы по идеям Книпкампа и отличались в деталях. Идея применения резинометаллических гусениц благополучно провалилась. Десятискоростная коробка передач планировалась как на Pz.III Ausf.E, но именно она стала причиной срыва сроков производства троек и именно она регулярно ломалась в войсках. На VK 30.01 (H) конструкцию ходовой части и механизма поворота переделали, пытаясь довести танк до ума, но на это уходило бесценное время.


VK 30.01 (H)

Результат известен: Хотя новые средние и тяжёлые танки разрабатывались с 1937 года не на пустом месте, к началу Второй мировой войны в войсках было недостаточное количество сырых Pz.III новой конструкции и ни одного тяжёлого танка DW. Во многом виновато в данной ситуации было Управление вооружений. Другая проблема заключалась в том, что в танкостроении возникли монополии, которые поддерживались Управлением вооружений. Например, фирма Maybach была фактически монополистом в проектировании и производстве танковых двигателей. Далеко не всегда это шло на пользу, а совсем даже наоборот.

Децентрализация
Видя сложность ситуации Фриц Тодт и подчинённые ему руководители в 1939 году начали процесс по увеличению роли производителей танков. В октябре 1939 года фирма Daimler-Benz получила разрешение от комиссии по стандартизации (подконтрольной Тодту!) на работу по созданию нового среднего танка для замены Pz.III совершенно независимо от Wa Pruef 6. На VK 20.01 (D) инженеры Daimler-Benz отказались от торсионной подвески и впервые в немецком танкостроении применили танковый дизельный двигатель, который был спроектирован в июле 1940 года. Независимый ход работы подстраховывал на случай очередной неудачи Управления вооружений.


Шасси VK 20.01 (D) на испытаниях.

Кроме того, в сентябре 1939 года была создана Танковая комиссия (Panzerkommission), в которую входили представители фирм, производящих военную технику. Главой Танковой комиссии назначили Фердинанда Порше, его заместителем был Оскар Хакер, директор Steyr-Daimler-Puch AG. Фактически под руководством Порше был создан конкурент Wa Pruef 6, действующий от него независимо. Этой комиссии и поручили разработать новый тяжёлый танк на замену Pz.IV, фактически конкурентный неудачному VK 30.01 (H).

Таким образом с 1939 года немецкие танкостроительные фирмы разделились на два лагеря: на тех, кто сотрудничал с Управлением вооружений и на тех, кто работал во многом независимо от него. А о том, что из этого получилось, мы поговорим в следующий раз.
Tags: гистория, танкач
Subscribe

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 2

    В первой части статьи мы говорили о принципах двухтактных двигателей и разобрали схему двухтактного двигателя со встречно-движущимися поршнями на…

  • Обзор двухтактных дизелей, часть 1

    Просматривая материалы по Е-серии я заинтересовался упоминаниями двухтактного танкового дизельного двигателя TM118 фирмы…

  • Дайджест из ВК #2

    Очередная подборка небольших постов из ВК о бронетехнике: Богатый внутренний мир ARL 44 И снова обозначения немецкой бронетехники (всё никак не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments